Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Содержание

Овз – что это такое? воспитание детей с овз

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников.

Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках.

Не так давно в педагогический словарь добавилось определение “дети с ограниченными возможностями здоровья”, но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка.

В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы.

Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций.

Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое?» – требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум.

Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное – в обычных группах среди сверстников.

В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов.

Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада.

В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития.

В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии.

Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны.

Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями.

Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ.

Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность – передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход.

Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям.

Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации.

Самое главное условие реализации образовательной функции – это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога.

Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы.

Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов – которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации.

Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации.

В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного учреждения, медицинские работники, социолог и психолог школы.

Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника.

Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала.

Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом.

Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков.

На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий.

Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики обучения детей с ОВЗ

Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ.

Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

– поэтапное объяснение нового материала;

– дозированное выполнение заданий;

– повторение учеником инструкции к выполнению задания;

– обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

– система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Источник: //fb.ru/article/191046/ovz---chto-eto-takoe-vospitanie-detey-s-ovz

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

На сегодняшний день каждый десятый человек на планете (в сумме это свыше 500 млн. людей) страдает от тех или иных ограничений в повседневной жизнедеятельности. Они могут касаться психических, физических нарушений и дефектов.

Несмотря на достижения современной науки и медицины, число лиц, страдающих этими расстройствами, растет. Это связано с некачественным питанием, нестабильной психологической средой (войнами, конфликтами, терактами), плохой экологией, вредными привычками и т. д. В нашей стране дети с нарушениями тоже не редкость.

Общество должно воспринимать их как равных и помочь адаптироваться к окружающей среде. Только в этом случае больной, пребывая среди других людей, сможет почувствовать себя полноценным членом общества.

Кто такие дети с ОВЗ

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? На самом деле, это целая группа лиц, страдающих от тех или иных патологий. В различных источниках понятие “ОВЗ” трактуется неодинаково. В общем, оно означает определенные отклонения физического и психического здоровья от нормы.

Это комплекс врожденных и приобретенных дефектов, мешающих выполнять некоторые жизненно важные функции, влияющих на самооценку и социальную адаптацию. Многие люди с ОВЗ нуждаются в посторонней помощи даже в ходе выполнения простейших действий (одевание, мытье, чистка зубов, письмо и чтение).

Дети, страдающие от стойкого нарушения, воспринимаются обществом по-разному. Окружающие реагируют на их появление в социуме неодинаково: кто-то жалеет, кто-то презирает, кто-то помогает во всем.

Но времена меняются, и если лет 10 назад такие детки обществом недооценивались, не воспринимались как полноценные его члены, то сегодня люди реагируют на них вполне адекватно и помогают адаптироваться. Более того, для детей с нарушением функций организма и психики создаются необходимые условия, с помощью которых они могут обучаться, развлекаться, лечиться и т. д.

Но как ощущают себя сами дети, относящиеся к данной категории? Опытные специалисты в сфере психологии утверждают, что они сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.

ОВЗ и современное общество

Задача современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять собственную важность в этом мире и приносить ему пользу, даже будучи физически и психически ограниченным. К группе ОВЗ относятся дети, которые имеют следующие дефекты:

  • проблемы со слухом (глухота, слабый слух);
  • трудности со зрением (слепота, недостаточно развитая зрительная функция);
  • нарушения речевой опции (афазия, выраженное заикание, алалия);
  • недоразвитый интеллект, умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • нарушения опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич;
  • трудности в эмоционально-волевой сфере;
  • наличие группы инвалидности;
  • множественные нарушения, представляющие собой сочетания нескольких патологий.

Если человек возрастом до 18 лет страдает от какой-либо из приведенных патологий, его можно относить к категории «дети с ОВЗ». Отметим, что к данной группе нельзя относить индивидуумов, которые плохо усваивают школьную программу и являются физически и психически здоровыми.

Виды ограничений

Диагноз “ОВЗ” порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.

Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.

Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы:

  • с нарушением слуховой функции;
  • с проблемами нарушения зрения;
  • с болезнями опорно-двигательного аппарата;
  • с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
  • с поведенческими негативными реакциями;
  • с сочетанными патологиями.

Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.

Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники.

Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.

Причины стойких расстройств здоровья

Есть несколько групп причин, в связи с которыми на свет рождаются дети с ОВЗ:

Эндогенные (это категория внутренних факторов):

  • предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
  • натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
  • постнатальные, которые связаны с заболеваниями или последствиям травм, а порой заключаются в инфекционных поражениях.

Экзогенные (это внешние причины), которые зачастую носят социально-биологический характер и обусловлены состоянием экологии, наличием у родителей вредных привычек.

Врач должен определить, что именно поразило ребенка, чтобы принять соответствующие меры по лечению.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.

Работа с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться больной ребенок, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. При каждом из вариантов дефектов производится выбор индивидуальной программы. Но основные аспекты образовательной среды следующие:

  • мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
  • развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
  • построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
  • формирование психологического комфорта и безопасности.

Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.

На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем, преподавателем.

А школа для детей с подобными отклонениями затем обеспечит формирование нравственности, мировоззрения, гражданской позиции, творческих способностей.

Заключение

Немаловажную роль играет и семейное воспитание деток с этим диагнозом. В семейной обстановке следует создать специальные условия, в которых малыш будет проводить большую часть своей жизни.

Посредством целенаправленных действий родители смогут оказать колоссальное влияние на жизнедеятельность ребенка и его социальную адаптацию, а также на подготовку к последующей профессиональной деятельности.

Задача родителей – показать крохе устройство мира и помочь ему понять свое место в нем. А далее будут применены соответствующие педагогические методики, способствующие ускорению этого процесса.

В отношении больных детей обычно используется единый подход в комплексе, который включает в себя следующие направления:

  • психолого-медико-педагогическое диагностирование;
  • работа коррекционного и развивающего характера;
  • обеспечение своевременного лечения и укрепления здоровья.

Только такой подход позволит ребенку найти свои лучшие способности, получить достойное образование и добиться колоссального успеха во взрослой жизни. К ключевым задачам комплексного подхода к детям с ОВЗ можно отнести следующие направления:

  • развитие психофизических опций до оптимального уровня, что обеспечит полную готовность к учебе (это касается нормализации слуха, оптико-пространственного ориентирования, зрительной функции, мышц);
  • расширение кругозора ребенка с многосторонними представлениями об окружающих явлениях (все это позволит сознательно и обдуманно воспринимать учебный материал);
  • создание определенного социально-нравственного поведения, что обеспечит успешную адаптацию и позволит решать различные ситуации в жизни;
  • создание навыков и умений, нужных для осуществления той или иной деятельности;
  • развитие различных направлений мышления, что позволит трезво анализировать и оценивать ситуацию и чувствовать себя уверенно;
  • охрана соматического и психоневрологического здоровья малыша, предотвращение срывов и стрессов, обеспечение психологически комфортной обстановки;
  • предоставление системного контроля с использованием услуг специалистов: с ребенком должны работать опытные педагоги, дефектологи, психологи;

при необходимости должна быть оказана своевременная и качественная медицинская помощь.
Таким образом, дети с ОВЗ – это не проблема, а возможность развить в человеке Личность с большой буквы.

Источник: //DeteyLechenie.ru/pro-zdorove-detej/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ в школе по ФГОС

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

В России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам. Этим обусловлена актуальность работы образовательных организаций в области составления и реализации этих программ.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.

Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.

ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Виды образовательных программ для детей с ОВЗ

Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ:

  • для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);
  • для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.

Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС.

Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей.

При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.

Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ:

  • глухих,
  • слабослышащих и позднооглохших,
  • слепых,
  • слабовидящих,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития,
  • с тяжелыми нарушениями речи,
  • с умственной отсталостью,
  • с нарушениями аутистического спектра.

С 1 сентября 2016 года федеральными государственными образовательными стандартами предусматриваются обязательные коррекционные курсы. Они могут дополняться самостоятельно образовательной организацией с учетом ИПР и на основе рекомендаций ПМПК.

Для детей с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах вместе со сверстниками адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной программы для начального, основного или среднего общего образования.

Дети с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах отдельно от сверстников, обучение должно происходить по АООП начального, основного или среднего образования, разработанной по требованиям ФГОС для начального, основного или среднего общего образования.

Поскольку образовательный процесс в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, то разработку АОП целесообразно вести на учебный год и при необходимости корректировать в ходе реализации.

Существуют варианты примерных АООП НОО, которые разработаны для отдельных категорий детей с ОВЗ:

  • для глухих – четыре варианта;
  • для слабослышащих и позднооглохших – три варианта;
  • для слепых – четыре варианта;
  • для слабовидящих – три варианта;
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи – два варианта;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта;
  • для детей с задержкой психического развития – два варианта;
  • для детей с расстройством аутистического спектра – четыре варианта.

Варианты предназначены:

  • вариант 1 – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, способных получить начальное общее образование, которое по содержанию и по срокам освоения соответствует образованию сверстников;
  • вариант 2 – для детей без интеллектуальных нарушений, которые вынуждены в более длительные сроки получать начальное общее образование, по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников без ОВЗ;
  • вариант 3 – для обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, которые не позволяют им получить начальное общее образование по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников даже в более длительные сроки;
  • вариант 4 – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которые не способны получить начальное общее образование даже в пролонгированные сроки.

Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы, как:

  • пояснительная записка;
  • запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;
  • система оценки результатов освоения АООП;
  • учебный план;
  • программы по отдельным учебным предметам;
  • программа коррекционной работы;
  • программа духовно-нравственного развития;
  • программа формирования УУД;
  • программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • программа внеурочной деятельности;
  • условия реализации АООП.

Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Пояснительная записка содержит:

  • подходы и принципы формирования АООП НОО;
  • психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;
  • особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты отражают предметные, личностные и метапредметные результаты для каждой образовательной области.

При обучении по первому варианту АООП планируемые результаты будут такими же, как и у сверстников без ОВЗ.

При обучении по второму варианту следует скорректировать планируемые результаты ООП НОО для сверстников без ОВЗ согласно требованиями варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Если рекомендуется обучение по третьему или четвертому варианту, то планируемые результаты оформляются в полном соответствии с примерной АООП. Обучение ребенка по четвертому варианту предусматривает планирование только тех результатов, которые могут достигаться объективно.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

  • пояснительную записку;
  • характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного предмета или коррекционного курса;
  • тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;
  • описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи. В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ.

При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития.

В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

обязательной части определяется, исходя из варианта:

  • для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;
  • для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности.

Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО. Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы.

Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

Как видно, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

По ссылкам ниже предлагаем скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования;
  • глухих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • умственно отсталых обучающихся.

Скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ

Источник: //www.menobr.ru/article/65388-qqq-17-m12-adaptirovannye-obrazovatelnye-programmy-dlya-detey-s-ovz-po-fgos

Дети с ОВЗ: что это такое в психологии. Особенности и сопровождение

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

Каждый человек уникален в силу врожденных особенностей темперамента. Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.

Дети с ОВЗ: особенности

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями».

В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка.

Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

Виды нарушений развития:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
  • синдром аутизма;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • нарушения речи;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:

  • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.
  • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают акцентуации характера. Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
  • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – эгоцентризм. Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
  • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
  • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
  • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, восприятие, память, мышление. Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
  • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.

Сопровождение

Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и развития личности с особыми потребностями.

Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.

Задержка психического развития

Что важно знать о ребенке с ЗПР:

  • Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
  • Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
  • Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
  • Невозможность установления причинно-следственных связей.
  • Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
  • Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
  • Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
  • Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
  • Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
  • Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
  • Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.

Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.

Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.

Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».

Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.

Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.

Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.

Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.

Поведенческие нарушения

Рассматривая проблему поведенческих и личностных нарушений, психологи ориентируются на типологию А. Личко. Советский психиатр выделил 10 типов акцентуированных характеров. Подробнее о них и особенностях взаимодействия с каждым видом читайте в статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».

Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в психопатии.

Дети с аутизмом

Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:

  • Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
  • Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
  • У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
  • Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
  • Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
  • Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
  • Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
  • Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
  • Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.

Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.

Нарушения слуха

Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.

Особенности сопровождения:

  • Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
  • На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
  • Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
  • Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
  • Не поворачиваться спиной к ребенку.
  • Говорить медленно.

Нарушения зрения

В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:

  • снизить темп занятия;
  • говорить медленно, ставить четкие вопросы;
  • снизить требования к качеству письма;
  • предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
  • работать с трафаретами и штриховками;
  • сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
  • вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
  • использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
  • при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной мотивации, отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:

  • взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
  • создание ситуации успеха;
  • новизна в подаче и содержании материала;
  • поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
  • индивидуальный подход;
  • игровые элементы;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • наглядность.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

Суть сопровождения:

  • постоянно комфортные для ребенка условия;
  • регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
  • исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
  • учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
  • разминки во время занятий;
  • помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
  • тестовые задания для детей с нарушением моторики;
  • упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
  • четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
  • увеличенное время на выполнение задания.

Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и характера, способностей.

Послесловие

Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.

Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно.

Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.

Источник: //psychologist.tips/3205-deti-s-ovz-chto-eto-takoe-v-psihologii-osobennosti-i-soprovozhdenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.