Дисграфия – что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

Содержание

Методы коррекции дисграфии у детей

Дисграфия - что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

Дисграфия у детей характеризуется нарушением письменной деятельности. Основной причиной заболевания является дефицит психических функций, которые отвечают и контролируют навык письма. Особенностью отклонения является стойкое и типичное наличие ошибок при написании слов. Диагностика и коррекция дисграфии направлена на устранение имеющихся проблем.

Что такое дисграфия

Дисграфией называют состояние, которые характеризуется расстройством навыков письма. Исследования показывают: проблема встречается у 53% детей вторых классов, что свидетельствует о недостаточном фонетико-фонематическом развитии, а также об общем недоразвитии речи малыша.

У школьников с дисграфией возникают проблемы при выполнении упражнений, которые требуют скоординированных действий глаз и руки. Дети с плохим почерком не уделяют внимание орфографии и пунктуации. Дисграфия у ребенка сказывается и на основных когнитивных процессах: контроль, самооценка, самосовершенствование.

Обычно нарушение навыков письма сочетается с нарушением расстройствами чтения и математических вычислений. Врачи связывают это с патологий языкового и нейропсихологического развития.

Полезно узнать о классификации дизартрий и о проявлениях патологии.

Родителям на заметку! Как артикуляционная гимнастика поможет в лечении дизартрии.

Причины дисграфии

Патологию вызывает ряд нарушений:

  1. Недоразвитие устной речи во всех категориях. Малыш при этом плохо произносит звуки, отсутствует связная речь, грамматика, фонетика и лексика речи нарушены.
  2. Болезни мозга, патологии, связаны с травмами при рождении или после появления малыша на свет. Часто причиной дисграфии становится истощение ЦНС.
  3. Нарушения в социально-психологической сфере. К примеру, когда в семье родители разговаривают на разных языках и с ребенком мало общаются, у него возникает дефицит разговорного общения.
  4. Наследственная предрасположенность, задержка психического развития.
  5. Травмы черепа, поражения головного мозга. Эти причины также часто провоцируют отклонение и у взрослых людей.

Как развивается патология

Отклонение возникает при:

  • несвоевременном становлении ведущего полушария головного мозга, который ответственен за способности речи. Если развитие малыша проходит нормально, процесс формирования письма завершается до начала дошкольного обучения;
  • нарушениях познавательной сферы;
  • нарушениях развития зрительного анализа и синтеза;
  • нарушениях фонематических процессов и лексико-грамматической стороной речи.

Стоит обратить внимание! Если ребенок не развивается всесторонне, происходят нарушения во всех сферах его развития. Поэтому важно своевременно заменить отклонения и приступить к коррекции дисграфии.

 Классификация дисграфии

Выделяют пять видов дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая. Ошибки на письме возникают из-за неправильного произношения. Коррекция этого вида отклонения проводится путем устранения фонетико-фонематического речевого развития.
  2. Акустическая. При этом виде отклонения произношение развито правильно, в то время как фонематическое восприятие нарушено. На письме отмечаются ошибки, при которых неизвестные буквы ребенок меняет похожими.
  3. Аграмматическая. Для аграмматической дисграфии характерно неумение склонять слова в предложении.
  4. Оптическая. При этом виде отклонения ребенок путает визуально похожие символы. Оптическая дисграфия исправляется путем выполнения упражнений для коррекции под наблюдением логопеда, врача-невропатолога.
  5. Дисграфия, которая появилась на фоне несформированности языкового анализа и синтеза. Отклонение, при котором ребенок не способен делить слова на предлоги, а сами предложения на отдельные слова.

Диагностика

Целью диагностики патологии является дифференцирование отклонения от безграмотности ребенка. Обследование проходит в несколько этапов, включая:

  • анализ письма;
  • оценку развития речи;
  • обследование нервной системы, органов слуха и зрения;
  • анализ моторики;
  • чтение текста вслух;
  • описание сюжетной линии по рисунку.

Коррекция дисграфии

Так как устранить дисграфию у детей в школе практически невозможно, родителям нужно обратиться за помощью к логопедам. Методики по коррекции дисграфии подбираются на основе вида отклонения. Целями корректировки являются:

  1. Устранение всех дефектов, которые наблюдаются при произношении звуков у ребенка.
  2. Повышение словарного запаса малыша.
  3. Развитие грамматики.
  4. Обучение ребенка связной речи.
  5. Развитие у малыша аналитического развития.

Важно! Все навыки, которые были получены при выполнении заданий для коррекции дисграфии у детей, закрепляются с помощью письменных работ, диктантов.

Программа занятий по устранению дисграфии должна включать:

  1. Составление правильной модели слова. Задача упражнения заключается в демонстрации картинки со схемой слова. Малыш при просмотре картинки должен назвать нарисованный предмет, после чего вслух произнести звуки, которые есть в слове, по порядку.
  2. Способ Эббигауза заключается в необходимости вставить  в слова буквы, которых не хватает.
  3. Анализ букв и звуков в словах. Суть метода заключается в том, что ребенку предоставляют карточку с изображением предмета. Малышу нужно назвать, что это за предмет, после чего написать слово. Дальше ставится ударение, делится слово по слогам, затем произносится вслух и подчеркивается каждый звук определенным цветом. Ребенку необходимо сравнить количество звуков с количеством букв в слове.
  4. Исправление ошибок. Ребенку выдаются слова с ошибками. Малыш читает слова и находит ошибку, после чего исправляет их.

Существует также ряд упражнений, игровых технологий, которые используют и в профилактике смешанных форм дисграфии.

  1. Базовое задание «Пишем вслух» помогает устранить дисграфию. Заменить это упражнений ничем нельзя. Принцип заключается в проговаривании написанного текста вслух. При этом необходимо выделять слабые места, не торопиться, проговаривая каждую букву. С помощью этого упражнения удается повысить грамотность, устранить акустическую дисграфию.
  2. «Корректор». Для этого упражнения необходимо выбрать самую скучную книгу, в которой буквы большие. Задача малыша – найти самые легкие гласные (вначале) буквы, зачеркнуть их в каждом слове, после этого найти согласные буквы, и также зачеркнуть их. На основе этого упражнения происходит коррекция оптической дисграфии.
  3. «Найти и объяснить». Для этого задания необходимо взять несколько диктантов, которые писал ребенок. Из каждого выбрать по пять предложений. В каждом предложении малышу нужно назвать и объяснить запятые, которые он поставил (почему в том месте) и сложные слова (почему написал именно таким образом). Если у малыша не хватает знаний, педагог обязан подтолкнуть его к правильному ответу или понятным языком объяснить ему правила грамматики.
  4. «Лабиринт» – упражнение заключается в том, что ребенок пальчиком проводит по нарисованному лабиринту, ищет выход или правильный путь к дому, школе и т. п.

Методики коррекции отклонения разнообразны и подбираются в зависимости от формы патологии. Лечение дисграфии при правильной корректировке имеет благоприятный прогноз. Важно поддерживать малыша, хвалить его даже за самые незначительные достижения.

Рекомендации родителям

Дети с нарушением навыков письма не могут понять, почему они не такие, как все. Их называют отсталыми, медлительными, безграмотными. Такие ежедневные испытания могут послужить причиной замкнутости, а иногда и агрессии.

Если ребенка не поддерживают учителя и родители, он не захочет в дальнейшем учиться, станет притворяться, будет избегать общения, тем самым ограничит себя в радостях.

Такие дети сталкиваются с внутренними психологическими переживаниями, у них низкая самооценка, часто возникает депрессия.

Стоит отметить, что дисграфия у ребенка часто сочетается с гиперактивностью, дефицитом внимания или другими поведенческими расстройствами.

Сочетание таких проблем можно объяснить индивидуальной защитной реакций в ответ на агрессивное окружение.

Американские психотерапевты выяснили, что 25% с нарушением школьных навыков, в том числе и дисграфией, имеют задержку интеллектуального развития или нарушения в социальных контактах.

Родителям на заметку! Дислалия у ребенка: виды патологии, причины, диагностика и коррекция.

Все о том, как лечить дислексию у ребенка по методу Дейвиса.

Важно понять, как помочь подросткам и детям с СДВГ: признаки патологи и эффективное лечение.

Вывод

Профилактика дисграфии заключается в постоянном наблюдении и общении с малышом. Обычно малыши трехлетнего возраста быстро и легко усваивают новую информацию, поэтому родители постепенно начинают изучать с ними иностранный язык. В этом случае важно исправлять произношение малыша, чтобы слова выговаривались четко и правильно.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Можно также отметить, что люди с дисграфией при адекватном доброжелательном отношении родителей и учителей вполне могут компенсировать свой недостаток.

Многие добиваются успеха в областях, не связанных с правильным написанием слов (танцы, спорт). Родители должны быть уверены, что у их ребенка есть свои сильные стороны, поэтому надо всячески развивать их.

Это станет залогом полноценной счастливой жизни.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/deti/korrekciya-disgrafii.html

Примеры упражнений при заболевании дисграфия у детей

Дисграфия - что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения.

Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать.

Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Как помогают упражнения при дисграфии

Дислексия и дисграфия очень схожи по этимологии и проявлениям, поэтому коррекция и упражнения для них могут подбираться одинаковые. Такие специфические расстройства у детей проявляются в нарушениях использования графики, знаков, букв и других фигур на бумаге.

Обычно симптомы дисграфии начинают настораживать родителей в конце 2го, в начале 3го класса, когда, по норме образования, у ребенка уже должен быть полностью сформирован навык письма. Иногда проявление болезни воспринимается за лень и нежелание обучаться, такой подход загоняет в угол, и навыки начинают еще сильнее ухудшаться из-за давления родителей.

Дисграфия у детей младшего школьного возраста чаще встречается у мальчиков, упражнения с логопедом и дома помогут скорректировать проблему.

В программе коррекции существует два подхода:

  1. Первый поднимает базовые навыки восприятия пространства: координация движений и т. д. Сюда входит система упражнений, которая помогает восстановиться координации мышц всего тела, что помогает приобрести способность правильно двигаться.
  2. Второй восстанавливает функцию письма, помогает ребенку понять пространственную организацию письменного текста.

Логопеды работают с помощью целой системы упражнений, которые помогают добиться четкой артикуляции, силы голоса, установления темпа речи, развивают мелкую моторику пальцев, что помогает устранить дисграфические ошибки при письме. Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Важно! Логопедические упражнения могут быть хорошей профилактикой подобных нарушений, если начать их в дошкольном возрасте. Можно водить малыша в логопедические группы детских садов или на индивидуальные занятия.

Цели и результаты тренировок

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при оптической дисграфии придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.

Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);
    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.

Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-disgrafii.html

Дисграфия у школьников – виды, способы коррекции, профилактика

Дисграфия - что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

Дисграфией называют нарушение письма, которое сопровождается заменой некоторых букв, различного рода пропусками, перестановкой и заменой одних слогов на другие, слитным написанием слов, а также нарушением работы речевого аппарата. Ребенок, страдающий этой проблемой, очень часто повторяет одни те же ошибки систематично, не обращая на них внимания. В нашей статье вы узнаете о возможных способах коррекции, профилактических мерах и видах дисграфии.

Основные виды дисграфии

Существует несколько основных видов дисграфии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Акустический тип

Акустическая разновидность дисграфии обычно появляется из-за каких-либо нарушений развития фонематической функции слухового аппарата.

Также при таком типе дисграфии у ребенка наблюдается задержка речи, он не четко выговаривает некоторые звуки, а также путает их между собой.

В письме акустическая дисграфия выражается в перестановке местами букв и некоторых звуков, к примеру, вместо «б» школьник пишет – «п», или вместо «ж» в слове появляется буква «ш». Также ребенок может путать мягкость согласных, например, вьюга – вуга, любит – лубит.

дисграфия – это нарушение письма

Моторный тип

Моторная дисграфия выражается в затрудненном движении кистей рук и пальцев во время письма, но другие действия рука с легкостью может выполнять. Также у школьника нарушается причинно-следственная связь между звуками и словесными зрительными образами, то есть ему очень трудно представить какое-то слово визуально.

Аграмматический тип

Аграмматическая – это разновидность дисграфии, при которой школьник пишет некоторые слова неверно или аграмматично, то есть, игнорируя правила русского языка. Например, «солнечная день», «большой корова», «сильная лев».

Оптический тип

Оптическая дисграфия проявляется в несформированности зрительно-пространственных функций: ребенок не дописывает некоторые слова, зеркально пишет многие буквы (к примеру, букву «я» он пишет в обратную сторону), приписывает лишние элементы к словам. Оптическая дисграфия подразделяется на вербальную и литеральную. Давайте рассмотрим их более детально:

  • Вербальный тип. Вербальная разновидность дисграфии определяется по неправильности написания букв, а также по их замене и перемешиванию.
  • Литеральный тип. Литеральная разновидность дисграфии проявляется в затрудненном воспроизведении изолированных букв.

дисграфия возникает из-за нарушений в работе мозга или педагогической запущенности ребенка

Причины возникновения дисграфии

Любая из вышеперечисленных разновидностей дисграфии может возникать по многим причинам. К ним можно отнести:

  • наследственность;
  • соматические заболевания, которые продолжаются длительное время;
  • нарушения работы головного мозга, которые могли быть получены в результате родовой травмы, асфиксии, внутриутробной инфекции;
  • неграмотную и нечеткую речь взрослых людей, окружающих ребенка – это могут быть родители, бабушки, дедушки;
  • плохую социализацию ребенка, он мало общается со сверстниками;
  • халатное отношение родителей к воспитанию, вследствие чего появляются проблемы такого характера;
  • билингвистическую семью, то есть ту, в которой говорят на двух языках, например, на русском и английском или на русском и армянском;
  • обучение письму и чтению в слишком раннем возрасте (многие мамочки хотят, чтобы их 3-летний ребенок как можно быстрее научился писать, читать, считать, но все нужно делать в свое время, так как малыши психологически не готовы к освоению настолько трудного для них материала).

Признаки дисграфии

Наличие дисграфии у школьника можно определить по некоторым достаточно простым признакам. К ним можно отнести:

  • слитное написание предлогов со словами;
  • добавление множества лишних букв и слогов;
  • пропуск букв;
  • не умение определять временные границы, то есть «когда», «во сколько»;
  • неправильность написания безударных гласных;
  • несоблюдение правил переноса слов и границ полей в тетради;
  • неаккуратный, мелкий и неразборчивый подчерк, коряво написанные буквы;
  • отсутствие отступов между словами и предложениями;
  • пропуски строчек.

Способы коррекции дисграфии

Для того, чтобы ребенок как можно скорее преодолел трудности с письмом, родителям необходимо приложить немало усилий. Самое главное – это систематически, без пропусков выполнять рекомендации специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), а также делать упражнения и использовать методы, корректирующие эту проблему. Далее мы рассмотрим их более подробно.

Популярные методы

Самыми эффективными и результативными при борьбе с дисграфией у школьников считаются методы, которые будут рассмотрены далее.

Схематичные слова

В схематичном варианте школьнику даются картинки, на которых изображены разные предметы, а также их названия. Например, нарисован барабан, а под ним написана его звуковая схема: «б-а-р-а-б-а-н». Ребенок должен произнести данное слово четко и написать его самостоятельно.

Определение звуков и букв

Школьнику предлагается записывать в тетрадь те слова, которые вызывают у него наибольшее затруднение. Их необходимо подчеркивать или выделять другим цветом. Суть этой методики заключается в правильном написании звуков и букв, а также в безошибочном их распределении. Также педагог просит ребенка найти в тексте определенную букву, звук, предлог.

Метод Эббигауза

Методика Эббигауза используется достаточно давно самыми высококвалифицированными специалистами. Она считается одной из самых эффективных, за счет нее ребенок не только учится правильно и корректно расставлять буквы в словах, но и тренирует усидчивость и внимательность.

Суть этого метода заключается в следующем: школьнику дается определенный текст, во многих словах которого пропущены буквы.

Перед ребенком стоит задача вставить недостающие элементы, проговаривая каждое слово четко и по буквам, после чего ему необходимо переписать это слово целиком самостоятельно.

Анализ звуков и букв

Так называемый звукобуквенный анализ слова считается достаточно результативным методом. Его суть заключается в следующем: школьнику дают изображение какого-либо предмета, который он должен назвать. Затем его просят записать это слово в тетради с расстановкой ударений и определением количества звуков и букв, а также сравнивая их количество в конкретном слове. Слоги отделяются черточкой.

Структурирование

Структурная методика заключается в определении количества гласных и согласных букв в слове. Ребенку дается несколько слов, с которыми он будет работать. Например, слово «помидор».

Ребенок должен написать, что в нем присутствует 4 согласные (выделяются штриховкой) и 3 гласные (обводятся кружочками).

Для усложнения задачи можно давать для разбора более длинные слова, например, «троллейбус», «аккумулятор».

Творчество

Улучшить плохой подчерк помогут не только специальные методики, но и обыкновенные творческие занятия, например, раскрашивание по номерам, вырезания мелких деталей из бумаги или картона, выполнение заданий «обведи рисунок по точкам».

Упражнения

Существует огромное множество различных упражнений, помогающих школьнику справиться с такой проблемой, как дисграфия. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Языковая гимнастика

Если дисграфия возникла по причине ошибочного произношения звуков, то можно выполнять специальные языковые гимнастические упражнения, сидя перед зеркалом. Когда ребенок научится правильно произносить слова, то и с их написанием проблем не будет.

Работа над ошибками

Школьнику дается листок с заданием, в котором написаны слова, содержащие ошибки. Например, «Шол дворниг по двару с митлой». Ребенок должен заметить и исправить данные оплошности, полностью переписав предложение правильно.

Копирование слова

Педагог просит ребенка называть какое-либо слово по буквам, четко проговаривая его по слогам. Затем школьник должен записать его, произнося каждый звук отдельно. В конце данного упражнения ребенок сверяет правильность собственного написания с учебным пособием, из которого бралось данное слово.

Развитие внимания

Преподаватель дает школьнику телефонный справочник и просит на какой-то определенной странице зачеркнуть слова, например, имеющие букву «п» (выбирать рекомендуется именно ту букву, написание которой вызывает наибольшее затруднение у ребенка). Для усложнения задания можно попросить зачеркивать по 2 буквы, к примеру, «рл».

Школа

Ролевые игры очень часто используются многими логопедами и психологами. Суть этого упражнения заключается в смене деятельности, то есть ребенок становится учителем, а вы его учеником.

Школьник должен продиктовать несколько простых слов, при написании которых вы должны допустить самые нелепые ошибки. Затем он проверяет вашу работу и ставит оценку.

Если ребенок найдет все неправильно написанные слова, то задание считается выполненным.

Лабиринт

Упражнение «Лабиринт» развивает крупную моторику кистей рук и пальцев (очень полезно для детей с моторной разновидностью дисграфии). Педагог просит ребенка провести на листе бумаге безотрывную линию такой длины, насколько это возможно.

Коррекция текста

Преподаватель просит школьника вычеркнуть из текста одну букву, а подчеркнуть другую. Например, зачеркни букву «р», а подчеркни букву «а». Для выполнения данного упражнения необходимо подготовить объемный текст.

Дифференциация гласных и согласных звуков

Школьнику дается хаотичный набор гласных и согласных звуков, из которых ему предлагается составить несколько слов. Такое упражнение развивает внимательность, тренирует память, а также учит ребенка правильно расставлять буквы в словах.

Распределение слов

Педагог дает ребенку листок с заданием, в котором указаны различные слова. Суть упражнения заключается в следующем: школьнику необходимо вначале выписать все слова, содержащие только 1 гласную букву, затем те, которые имеют в своем составе 2 гласные буквы, далее – с 3-мя гласными звуками.

Профилактика дисграфии у школьников

Для того, чтобы избежать диагноза «дисграфия», необходимо заранее предпринять различные профилактические меры. К ним можно отнести:

  • постоянное чтение книг ребенку с момента его рождения, ведь малышу очень важно слышать грамотную и четкую речь родителей, с которой он будет брать пример;
  • занятия по подготовке к школе, начиная с 4-5 лет (обычно сюда входит обучение письму, чтению, счету);
  • посещение творческих кружков: рисования, лепки, вязания, вышивания бисером, то есть тех занятий, которые развивают мелкую и крупную моторику кистей рук.

В нашей статье вы познакомились со множеством простых упражнений и методов, помогающих справиться с дисграфией.

Для точной постановки диагноза необходимо обратиться за консультацией к логопеду и психологу, а лучше всего – это не доводить дело до такой ситуации.

Занимайтесь со своим ребенком как можно больше, читайте книги, посещайте различные кружки, развивайте свое чадо так, чтобы он стал всесторонне развитым и интересным человеком.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/disgrafiya-u-shkolnikov-vidy-sposoby-korrekcii-profilaktika

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых – EduNeo

Дисграфия - что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу.

Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними.

Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи.

Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков  строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде.

Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты.

Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированыто есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

Почитать:

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Источник: https://www.eduneo.ru/igry-uprazhneniya-dlya-korrekcii-disgrafii-i-disleksii-dlya-detej-i-vzroslyx/

Дисграфия у младших школьников: что это такое? Виды, лечение и коррекция: упражнения и задания

Дисграфия - что это такое, причины, профилактика и упражнения для коррекции

Первые деньки, проведенные за школьной скамьей, иногда становятся для деток не радостным событием, а поводом для тревог и забот.

Переживают и родные: почему же любимый малыш, такой сообразительный, никак не может освоить грамоту, а другие предметы не вызывают затруднений? Частенько под разнос попадают педагоги – мол, не могут обучить ребенка базовым вещам.

Однако, нарушение письма может иметь под собой веское основание, не зависящее от детской лени или слабости учительского состава – дисграфию.

Что такое дисграфия

Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.

Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.

Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам. Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.

Классификация

Выделяют следующие виды:

  • Оптическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Аграмматическая дисграфия
  • Проблемы с языковым анализом и синтезом
  • Моторная

Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:

  1. Оптическая дисграфия:• Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).• Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.

    • Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б).

  2. Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:• По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).

    • Твердости-мягкости (Пример согласных – « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»).

  3. Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  4. Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).• Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.• Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).• Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.

    Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.

  5. Проблемы с языковым анализом и синтезом – это:• Дублирование слогов.

    • Трудности со слитным и раздельным написанием.

  6. Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:• В низкой скорости.• Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.• Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.

    • Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.

Таблица “Формы дисграфии”

Причины

Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.

В антенатальный период:

  • Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
  • Резус-конфликт при травмировании плода
  • Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
  • Внутриутробное инфицирование
  • Сильные стрессы
  • Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
  • Химическая интоксикация.

Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:

  • Рахит
  • Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
  • Гипоксия и асфиксия при родах
  • Сотрясения, черепно-мозговые травмы
  • Длительные истощающие болезни
  • Немота или речевые нарушения у родителей
  • Двуязычное окружение
  • Социальная изоляция
  • Перенапряжение нервной системы
  • Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.

Диагностика

Симптоматика дисграфии подлежит диагностике логопедов. Тем не менее, наблюдательные мамы обнаруживают важные проявления самостоятельно. Это:

  • Возбудимость
  • Легкая утомляемость
  • Гиперактивность
  • Скачки настроения
  • Проблемы неврологического характера
  • Дислексия
  • Слабый слух
  • Ослабленное внимание
  • Замкнутость

Специалисты используют для диагностики дисграфии школьников тесты. Скачайте и проведите тестирование дома:

Письменные тесты для исследования дисграфии

Коррекция

Лечение дисграфии у младших школьников происходит при помощи упражнений. Коррекция происходит и профессионалами с логопедическими знаниями, и семьей.
Мамы, соблюдая рекомендации логопедов, могут проводить дополнительные мини-уроки самостоятельно. При этом важно соблюдать правила.

  • Заниматься регулярно
  • Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
  • Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
  • Делать перерывы по мере усталости

Занятия должны быть приятным времяпрепровождением, а не наказанием за провинность. Если кроха будет получать от происходящего наслаждение, прогресс наступит значительно быстрее.

Упражнения

Коррекция дисграфии у младших школьников при помощи пальчиковой гимнастики:

Катание резинового мяча с шипами.

«Показ мод» для девочек или «парад» для мальчиков – поочередное перебирание пальцами.

Картины из бумажных шариков.

Торцевание.

Лепка из пластилина или полимерной глины.

Сбор паззлов.

Взаимодействие с шершавой поверхности (строительство песчаных замков, перебор крупы).

Текстовые задания:

  1. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
  2. Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
  3. Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
  4. Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
  5. Используйте прописи и раскраски.
  6. Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
  7. Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
  8. Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
  9. Считайте гласные и согласные.
  10. В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.

Письменные задания по дисграфии, скачайте, распечатайте и занимайтесь:

Письменные задания для коррекции дисграфии

Карточки с заданиями по дисграфии

Коррекционные занятия значительно улучшают ситуацию, не забрасывайте занятия, занимайтесь регулярно.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/disgrafiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.